Научно-методическая работа

В целях совершенствования организации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы, развития инновационных процессов, поддержки инициативы научно-педагогического сообщества в работе ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» определена главная задача – научно-методическое обеспечение модернизации системы образования Республики Мордовия, реализации в регионе государственной программы Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 4.10.2013 года № 451, приоритетных направлений развития образования, определенных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», федеральных и республиканских проектах и программах.

Приоритетными направлениями опытно-экспериментальной, научно-исследовательской и инновационной деятельности являются:

  • повышение квалификации и переподготовки педагогических и руководящих кадров на основе активного внедрения компетентностного, системно-деятельностного, личностно-ориентированного и технологического подходов;
  • научно-методическое сопровождение дошкольного образования в регионе при переходе на ФГОС;
  • научно-методическое сопровождение общего образования в регионе при переходе на ФГОС ОО (корректировка содержания учебного материала по аспектам: этнокультурному, духовно-нравственному, естественнонаучному, историческому, географическому, филологическому, здоровьесберегающему, информационно-коммуникативному и определение соответствующих педагогических средств его усвоения);
  • внедрение и реализация в образовательном процессе дошкольных и школьных образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования республики современных моделей, методик и технологий;
  • создание информационно-образовательной среды ОУ в республиканской системе образования. Разработка содержания дистанционного образования и организационных механизмов обеспечения управления ИОС;
  • совершенствование системы работы с одаренными детьми, детьми, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
  • проведение мониторинговых и социологических исследований по запросам социальных заказчиков;
  • участие в конкурсном отборе на гранты в международных и федеральных программах и проектах, объявляемых в области образования различными бюджетными и внебюджетными организациями, фондами.

Одним из важных аспектов научно-исследовательской и экспериментальной работы по приоритетным и востребованным направлениям развития республиканской системы образования является диссеминация лучших достижений, внедрение результатов в практику образовательных учреждений.

Публикации профессорско-преподавательского состава являются формой представления промежуточных и конечных итогов научно-исследовательской работы, отражённой в научных журналах, сборниках научных трудов, в том числе в реферируемых ВАК России.

В рамках научно-методического сопровождения ПНПО «Образования» осуществляется электронный мониторинг развития системы образования на информационной платформе http://kpmo.ru, постоянный процесс работы с республиканскими базами данных (РБД) и подготовки аналитических материалов по основным направлениям развития республиканской системы образования.

Институт как научно-методический центр осуществляет большую работу по обучению как собственного персонала, так и главных своих тьюторов, трансляторов приоритетных идей современного образования – специалистов муниципальных методических служб.

В соответствии с теми задачами, которые продиктованы современной стратегией образования, научно-методическая, опытно-экспериментальная деятельность института носит прикладной характер, отвечает потребностям образовательной практики: конструирование нового содержания образования, проектирование новых способов педагогической деятельности и новых форм обучения. Именно с этих позиций мы должны сегодня оценивать подготовку специалиста в системе ДПО и в муниципальной системе образования.

Самсонова Т.В., проректор по НИР МРИО